Дорога к сотрудничеству

Этот проект реконструкции дороги нужен не только для комфорта автомобилистов, но и для развития Мурманской области и северных регионов Финляндии и Норвегии, укрепления сотрудничества между ними. Такую глобальную оценку дали программе «Коларктик» участники онлайн-совещания, прошедшего вчера. Если быть точным, речь идет сразу о нескольких проектах, объединенных одним транспортным коридором, — реконструкции автотрассы от Мурманска до КПП «Лотта», ее продолжения по Финляндии до границы с Норвегией и далее до Киркенеса, а также финского пункта пропуска на границе с нашей областью. Как эти проекты уже помогли развитию технологий, какое отношение они имеют к экологии, есть ли за рубежом проблемы с качеством дорог и чем удалось компенсировать влияние коронавируса на работы, на виртуальной встрече рассказали участники проектов от каждой из стран.

Без языковых барьеров

В том, что дорога на «Лотту» нуждается в серьезном ремонте, думается, никого из автовладельцев и туристов убеждать не надо. Еще совсем недавно из-за качества трассы на путь к финской границе нужно было закладывать минимум час запасного времени. Проект реконструкции, стартовавший в рамках программы «Коларктик» и при участии ее бюджета два года назад, уже принес зримые плоды. Как отметила директор мурманской некоммерческой организации «Центр управления проектами» Ольга Буч, нынешняя конференция потребовалась для того, чтобы понять, на каком этапе находятся проекты и что нужно для их успешной реализации.

Но начали участники с разговора в целом о программе «Коларктик». Это самая северная программа приграничного сотрудничества, объединившая четыре страны. Ее действующий этап, охватывающий 2014-2020 годы, включает 20 обычных проекта и 3 крупных инфраструктурных (к последним относится и реконструкция трасс) общим бюджетом в 63,4 миллиона евро.

Читать так же:  Мурманская область нарастит темпы жилищного строительства

Как отметила, открывая встречу, министр экономического развития Татьяна Русскова, значение программы для нашего региона сложно переоценить.

— Для Мурманской области это очень важное направление. Реализуем 16 стандартных и 2 крупных инфраструктурных проекта. Рады приветствовать всех партнеров! — сказала глава ведомства.

Про оленей и людей

Первым из зарубежных участников программы, реализующим дорожный проект на участке между норвежским городом Нейден и финским селом Кааманен, выступил представитель норвежской дорожной администрации Оддбьорг Миккелсен. Как выяснилось из его доклада, трассы Северной Европы, несмотря на расхожее мнение об их идеальном качестве, сильно нуждаются в реконструкции.

— Очень важная дорога для нас. Но она имеет высокий риск аварий, в первую очередь из-за вероятности столкновения с оленями и другими животными, а также высокого трафика. Цель проекта — реконструировать ее, чтобы она стала более безопасной, надежной, экологичной, — сказал Оддбьорг Миккелсен. — Бюджет проекта составляет 5 миллионов евро. Сейчас идет планирование, стройка начнется следующим летом. Улучшим качество покрытия и геометрию дороги.

Затем слово взял представитель финского участника проекта Олли Моуруярви. По его словам, участок транспортного коридора по этой стране составляет 120 километров, реконструкцию специалисты оценили в 42 миллиона евро. Сумма эта оказалась неподъемной, поэтому пришлось выделять приоритеты и укладываться в 3,7 миллиона евро. Здесь работа начнется следующим летом. Но, как отметил господин Моуруярви, вопрос не только в ремонте дороги — проект дает мощный толчок развитию территорий:

— Обмен ноу-хау очень важен. Норвежские, финские и российские специалисты многому учатся. Уже была встреча по дизайну, будет встреча по строительству.

Асфальт — на контроль

О «побочных» преимуществах проекта рассказал и первый заместитель начальника «Мурманскавтодора» Андрей Шварцкоп.

Читать так же:  Разбор мифа: правда ли, что в Карабахе воюют турецкие самолеты и сирийские наемники?

— Два года выполняем проект реконструкции дороги на «Лотту». Наиболее изношенные участки отремонтировали, барьерные ограждения по всем современным требованиям установили. Начали применять уникальную технологию — использовали старое покрытие дороги, перерабатывая его в материал для основы нового покрытия,- пояснил он. — Это передовая технология для России. Для оценки качества установили асфальтоанализатор — тоже за счет средств проекта. Раньше на контроль качества требовалось значительно больше времени, сейчас стало и быстрее, и точнее. Параллельно за счет областного бюджета обновили лабораторию «Мурманскавтодора», также бюджетные средства пошли на дополнительные работы на трассе: оборудование площадки для отдыха, установку тротуаров, ремонт моста, освещение ее начала в Коле.

Как дополнила Ольга Буч, на российскую часть проекта «Коларктиком» выделено 4,5 миллиона евро. Реконструкция продлится еще год.

— Проект за два года уже позволил улучшить дорогу, — подчеркнула Ольга Вадимовна. — Сначала, по данным опросов, удовлетворенность трассой была 10 процентов, сейчас 70. Станет еще выше. Надеемся, проект будет вкладом в развитие всего нашего региона. Этот транспортный коридор может быть основой туристического маршрута в дальнейшем.

Граница на ремонте

О реконструкции финского КПП рассказал Юри Мустонен, представляющий Агентство транспорта и инфраструктуры Финляндии. По его словам, этот проект крайне важен, так как данный пропускной пункт весьма востребован — за прошлый год им воспользовались более 80 тысяч человек.

— На КПП есть несколько проблем, — отметил он. — Почти все здания выработали ресурс, опасны для жизни и здоровья. Оборудование требует обновления. Мы передвинем КПП на 800 метров на запад, построим полностью новый. Полтора года еще нужно. Бюджет почти 11,5 миллиона евро. Мы улучшаем условия работы и безопасность сотрудников, ставим новые системы контроля — рентгеновские сканеры. В результате будет более быстрый и точный контроль. Когда закончим, пропускная способность вырастет так, что ее будет достаточно еще на 20-30 лет. В Финляндии в проекте участвуют порядка 10 партнеров, в том числе специалисты из Санкт-Петербурга. Реконструкция закончится летом 2021 года.

Читать так же:  С сегодняшнего дня треть госслужащих Заполярья будет работать из дома

А еще представитель Финляндии отметил, что проект реконструкции всей трассы в целом настолько большой, что, возможно, никто из партнеров не смог бы его выполнить без поддержки Европейского союза.

Отвечая на вопрос журналиста «МВ», участники виртуальной встречи рассказали, что пандемия внесла свои коррективы в проекты. Но не в плане сроков, которые пока выдерживаются, а в формат общения и обучения специалистов — все это пришлось переносить в онлайн.

Также они добавили, что работы не прервут движения по трассам, максимум — будет вводиться ограничение скорости на ремонтируемых участках.

Источник

Оцените статью
Ковдор-онлайн - новостной портал
Добавить комментарий